Типы и размеры рефрижераторных,ИВ и термос вагонов
Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, масло, фрукты, овощи и т. п.). По назначению эти вагоны делятся на универсальные и специализированные, первые предназначены для перевозки всех видов скоропортящихся грузов, вторые — для перевозки отдельных видов грузов, например, молока, живой рыбы, вина. В зависимости от способа охлаждения и способа отопления различают вагоны рефрижераторные (машинное охлаждение и электрическое отопление) и вагоны-ледники (охлаждение водным льдом или льдосоляной смесью и отопление печами-времянками).
В эксплуатации находятся рефрижераторные вагоны (автономные и секционные) отечественного производства и строившиеся в бывшей ГДР. В секционном исполнении строились 23-вагонные рефрижераторные поезда, 12-вагонные секции, 21-вагонные поезда.
В кон. 1990-х — нач. 2000-х гг. рефрижераторные вагоны в России и других странах СНГ не пользовались большим спросом вследствие экономических причин.
В зависимости от способа охлаждения рефрижераторные вагоны бывают с центральной, рассольной и индивидуальной воздушной системами охлаждения. Поезда и секции с центральным охлаждением оборудованы аммиачными холодильными установками в машинном отделении вагона, из которого холод передается в вагоны с грузом с помощью раствора хлористого кальция. Такую систему охлаждения имеют 21- и 23-вагонные рефрижераторные поезда и 12-вагонные секции. При индивидуальном охлаждении в каждом вагоне имеется автономная холодильная установка с хладоном-12 в качестве хладагента, холод от которого перемещается воздухом в грузовые помещения. Такую систему охлаждения имеют 5-вагонные секции и автономные рефрижераторные вагоны. Основные технические характеристики рефрижераторных вагонов приведены в таблице 1.
Таблица 1. Технические характеристики рефрижераторных вагонов |
|||||
Показатель |
Тип секции |
Автономный рефрижераторный вагон |
|||
ZA-5* |
ZB-5* |
PC-4** |
|||
Число вагонов |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Длина по осям сцепления автосцепок, м: |
|
|
|
|
|
Длина кузова, м: |
|
|
|
|
|
Ширина кузова, м |
3 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
Высота вагона для груза от головок рельсов, м |
|
|
|
|
|
База вагона для груза, м |
12 |
16 |
16 |
14 |
16 |
Погрузочный объем, м3: одного вагона |
|
|
|
|
|
Грузоподъемность, т: одного вагона |
|
|
|
|
|
Масса тары в экипирован-ном состоянии, т: |
|
|
|
|
|
Площадь иола вагона для груза, м3 |
|
|
|
|
|
Дверной проем, м: |
|
|
|
|
|
Расчетная температура, °С: в грузовых помещениях наружная |
от -12 до 14 от 30 до -45 |
от -20 до 14 от 40 до -45 |
от -20 до 14 от 40 до -45 |
от -18 до 14 от 40 до -45 |
от -2 до 14 от 40 до -45 |
Тип дизелей: |
4НВД-21 |
4НВД-21 4НВД-12.5 |
К-461 |
4НВД-12.5 |
4НВД-12.5 |
Мощность дизелей (общая), кВт |
|
|
|
|
|
Тип компрессора |
К-902 |
У2Н-56/7.5-105/2 |
ФУУБСС |
У |
У2Н-56/7.5-105/2 |
* Секция построена на вагоностроительном заводе в г. Дессау (Германия) |
5-вагоняая рефрижераторная секция с машинным охлаждением и электрическим отоплением типа ZB-5 состоит из четырех изотермических вагонов для перевозимого груза и одного вагона дизель-электростанции. Вагон для грузов типа РС-4 предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, а также для охлаждения предварительно не охлажденных фруктов и овощей. Максимальная скорость движения вагона 140 км/ч.
Вагон оборудован компрессорными и холодильными установками, устройствами электроотопления, принудительной вентиляцией, системой циркуляции воздуха, устройством для удаления конденсата и промывочных стоков воды, приборами контроля за температурой воздуха и груза. В кузове вагона (рис. 6.30) имеются грузовое и машинное отделения. Грузовое отделение имеет мощную теплоизоляцию из пенополиуретана, внутреннюю обшивку и напольные решетки, машинное — только внутреннюю обшивку без термоизоляции и приборы, обеспечивающие заданный температурный режим в грузовом отделении. В машинном отделении расположены две компрессорные установки с хладоном-12 и воздухоохладитель производительностью 42 кВт.
Температура в грузовых помещениях контролируется тремя способами: выборочный дистанционный контроль; автоматический контроль с периодической записью через каждые 2 ч; местные измерения температуры переносным прибором, подключаемым через штепсельный разъем с термометром сопротивления, установленный в средней зоне на боковой стене грузового помещения.
Кузов вагона для размещения перевозимых грузов — цельнометаллический, сварной, несущей конструкции из низколегированной коррозионно-стойкой стали марок 10ХНДП и 09Г2Д.
Рефрижераторные секции типа ZA-5 для перевозки грузов состоят из пяти вагонов, в одном из которых — служебное отделение, в другом — электростанция. Дизельный вагон-электростанция (рис. 6.31) предназначен для выработки электроэнергии, имеет дизельное, аппаратное, котельное, аккумуляторное отделения и другие служебные и вспомогательные помещения. В дизельном отделении установлены два дизель-генератора мощностью по 7.5 кВт каждый, трехфазные генераторы напряжением 400 В, системы охлаждения дизелей, насосы, преобразователи. У вагона имеется также подвагонный генератор с приводом от колесной пары.
В служебном отделении находятся силовые электрощиты с распределительными устройствами и приборами автоматики и контроля температуры в вагонах для грузов. Передача электроэнергии к силовым установкам и всем приборам вагонов секции для перевозки грузов производится по подвагонным электромагистралям и междувагонным соединениям (кондуитам) со штепсельными разъемами. Вагон спроектирован по габариту 1-Т, масса тары вагона 64,5 т; длина кузова 17 м; толщина теплоизоляции: пола — 133 мм, стен И крыши — 110 мм.
Более современную конструкцию кузова и лучшие технико-экономические показатели имеет рефрижераторный вагон с кузовом типа «сэндвич», у которого в пространство между наружной и внутренней обшивками заливается вспенивающийся пенополиуретан, который является как теплоизолирующим, так и несущим элементом, воспринимающим внешние нагрузки совместно с обшивкой кузова. Кузов не требует ремонта в течение всего расчетного срока службы вагона (28 лет). Номинальная грузоподъемность вагона 46 т; масса тары 39 т; полный и погрузочный объемы соответственно 148 и 120 м³; длина, но раме 21 м; габарит 1-ВМ.
Автономный рефрижераторный вагон можно ставить в пассажирские поезда, поэтому он имеет сквозную магистраль и розетки для подключения к электропневматическому тормозу, а также стояночный тормоз. В двух машинных отделениях расположены по одному дизель-генератору и холодильной установке, работающей на хладоне-12. В кузове вагона установлены: нагреватель (для подогрева зимой), аккумуляторные батареи, топливный бак емкостью 730 л, вытяжной вентилятор (для охлаждения летом), воздухопровод; температурный блок, состоящий из термостатов с температурным датчиком, переключатель которого для выбора температурных режимов находится на главном распределительном щите. Температура в грузовом помещении вагона контролируется переносной термостанцией.
Грузовое помещение вагона имеет промежуточный потолок, в пространство над которым нагнетается вентиляторами охлажденный или подогретый воздух и отсюда распределяется по грузовому помещению. Для отвода воздуха из вагона служат два потолочных дефлектора с заслонками, открывающимися или закрывающимися с помощью рычагов из машинных отделений. Промывочные воды и конденсат отводятся через четыре сливных прибора.
